Нажимая на кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия пользовательского соглашения.
Зимний дворец

Санкт-Петербург

Зимний дворец — самое большое здание музейного комплекса. Он строился с 1754 по 1762 г. по заказу дочери Петра Великого Елизаветы Петровны как официальная царская резиденция.
Автор проекта — выдающийся архитектор эпохи барокко Франческо Бартоломео Растрелли. Адрес: Россия
Поделиться в соцсетях →
Подробности:


Зимний дворец — самое большое здание музейного комплекса. Он строился с 1754 по 1762 г. по заказу дочери Петра Великого Елизаветы Петровны как официальная царская резиденция. Автор проекта — выдающийся архитектор эпохи барокко Франческо Бартоломео Растрелли. С Зимним дворцом и его обитателями были связаны важнейшие события истории России, здесь протекала частная жизнь русских монархов и членов их семей династии Романовых. Сохранившиеся дворцовые интерьеры, в которых ныне расположены коллекции музея «Государственный Эрмитаж» имеют не только художественную, но и историческую ценность.
Зимний дворец размещает коллекцию на трех этажах: 1-й этаж — античность, культура ранней Европы и Азии; 2-й этаж — русская культура, французское искусство XV-XVIII веков, искусство европейского средневековья, голландское, нидерландское и фламандское искусство, искусство Германии, Испании, Италии, Англии; 3-й этаж — европейское искусство XIX-XX веков, французское искусство XIX-XX веков, византийское искусство, искусство Дальнего Востока и Центральной Азии.

В Зимнем дворце также располагаются прекрасные дворцовые интерьеры: Парадная (Иорданская) лестница, Фельдмаршальский зал, Иорданская галерея, Петровский зал (Малый тронный), Георгиевский зал (Большой тронный), Большой (Николаевский) зал, Военная галерея 1812 года, Гербовый зал, Большая церковь, Александровский зал, ротонда и пр. также сохранились интерьеры в приватной части дворца- Белый зал, Золотая гостиная, Малиновый кабинет, Будуар, Учебная комната, спальня.

Галерея драгоценностей — Золотая и Бриллиантовая кладовые.

Адрес: Дворцовая пл. д.2.

Культурные программы

Обзорные экскурсии 

Тематические экскурсии: «Эрмитаж глазами дизайнера» и др. 

Интерактивная игра для детей «Каменный Эрмитаж» 

Золотая кладовая 
Золотая кладовая хранит около полутора тысяч золотых изделий, начиная с VII века до н.э. по ХIX век. Это археологические находки, которые представляют собой ценность с точки зрения истории культуры. 
Сибирская коллекция Петра I — купленные у грабителей могильников золотые изделия «варварских» культур. Все эти изделия были доставлены по особому указу Петра I, князем Гагариным, среди этих изделий скифские золотые украшения в виде животных, знаменитые золотые накладки на щит в виде оленя с завитыми рогами и свернувшейся в кольцо пантеры; гребня с изображением сражающихся воинов, золотая чаша из царского погребения с чудесными сценами из обычной скифской жизни – шедевр древних мастеров, занимавшихся чеканкой, тиснением золотых изделий и отделкой литых предметов.

Также представлены изделия эллинского искусства. После археологических раскопок 1813 года в древнем Пантикапее, под Керчью, столице Боспорского царства, в хранилище поступили характерные для греческой культуры перстни-печатки и подвески-инталии, которые использовали в качестве личной печати, украшения и амулеты, на которых чаще всего изображались боги и богини.

Здесь же представлены сокровища гуннов-завоевателей, которые носили драгоценные украшения в своеобразном стиле, они использовали перегородчатые инкрустации из красных камней: красных гранатов, сердолика, янтаря, альмандинов и красного стекла, а также в применении техники зерни в виде орнаментов и использовании знаменитых золотых «плетенок» и «веревочек». Также представлены диадемы, височные подвески, драгоценная конская утварь.

Золотая кладовая богата собранием индийского ювелирного искусства XVII века. Индийские изделия – коробочки, подносы, сосуды, коллекция оружия – отличаются невероятным богатством инкрустации, они буквально сплошь покрыты драгоценными камнями, между которыми не видно даже просвета золотой основы.

В Золотой кладовой экспонируется церковная утварь византийских мастеров, а также европейских ювелиров эпохи готики, например, известный Фрайбургский крест, созданный в конце XIII века для хранения частиц Животворящего Креста, привезенных немецкими крестоносцами из Палестины. Кроме того, в коллекции много религиозных предметов, находившихся в личном пользовании членов царской семьи. Принято было личные «наперсные», т.е. нагрудные кресты-мощевики завещать потомкам или церквям. Так же обстояло дело с личными иконами.

Бриллиантовая кладовые
В Бриллиантовой кладовой коллекция подобрана так, чтобы показать развитие именно ювелирного дела на протяжении многовековой истории человечества – от третьего тысячелетия до нашей эры и до начала XX столетия.
Основную часть хранилища занимают драгоценности XVIII века, века бриллиантов: табакерки, шкатулки, коробочки, мушечницы, нессесеры, часы, веера, флакончики для духов, украшения для волос, шляп и платья, перстни и браслеты.


Императрица Елизавета Петровна пополнила собрание драгоценной коллекцией табакерок самых разных форм. Табакерка применялась не только как коробочка для табака, но и как драгоценная награда за услуги императрице, а также в качестве дипломатического и интимного подарка. Здесь есть овальная табакерка с вензелями Екатерины II и одного из ее фаворитов Семена Зорича. Сохранились и две табакерки царя Петра неизвестного мастера: черепаховые, инкрустированные золотом; одна овальная с миниатюрой, изображающей корабли в гавани Санкт-Петербурга, а другая сама в виде корабля со стеклянными окошками.
Очень популярным предметом того времени были часы. Они прикреплялись к поясу специальной цепью – шатленом. Кроме часов, на отдельной цепочке висел ключик для их завода, на другой – драгоценная подвеска, на третьей – еще какая-нибудь изысканная мелочь. Все это обильно украшалось бриллиантами, рубинами и сапфирами. Часы были и настольные, как правило, работы английских, французских и швейцарских мастеров.
Во времена Екатерины Великой жил и творил не менее великий механик-самоучка Иван Петрович Кулибин. Он преподнес императрице через ее фаворита графа Владимира Орлова часы в яйцеобразном золоченом ажурном корпусе; это было удивительно, так как русские мастера не делали механизм часов, изготавливая только драгоценный корпус. Кроме обычного хода, часы содержали в себе еще музыкальный механизм и двигающиеся фигуры. Ювелир Иеремия Позье, который ребенком попал в Россию, создавал произведения ювелирного искусства для трех русских императриц и русской знати. Здесь хранятся его табакерки из золота, украшенные ветвями из бриллиантов, драгоценные букеты, которые дамы носили на поясе или плече или крепили к лифу платья. Камни закреплялись в серебряные оправы, благодаря чему не имели желтого оттенка, а золото служило лишь для соединения отдельных цветков в букет, таким образом, цветы были закреплены подвижно и, сверкая, шевелились при движении. Для демонстрации букетов в XIX веке были сделаны специальные вазочки из горного хрусталя с эффектом наполненности водой.
Петербургские ювелиры были, в основном, иностранного происхождения, поэтому в коллекции Эрмитажа большинство изделий XVIII века – это изделия иностранцев: И. Позье, Ж. Ф. К. Буде, И. Г. Шарфа, Ж. П. Адора, братьев Дювалей и братьев Теремен.

Спрос на украшения был невероятно высок.

Та же тенденция продолжилась и в XIX веке; этот период расцвета ювелирного искусства Петербурга связан с именем Карла Фаберже и его мастерской. Пожалуй, главным, самым знаковым произведением Карла Фаберже является копия императорских регалий: Большой и малой императорских корон, скипетра и державы. Копия выполнена в десятикратном уменьшении от оригинала; регалии помещены на подушечки из белого бархата с серебряными кисточками. Подушечки, в свою очередь, укреплены на серебряных постаментах. А все это миниатюрное великолепие располагается на постаменте из розового кварцита в виде римской колонны с желобками, украшенной серебряной гирляндой. На изготовление копии императорских регалий Фаберже получил специальное разрешение Двора. Работа была представлена на Всемирной промышленно-художественной выставке в Париже в 1900 году. Фаберже был награжден Золотой медалью выставки, орденом Почетного легиона и признан одним из лучших ювелиров мира. После выставки в Париже Николай II приобрел изделие для Эрмитажа.

Выставка «Механические диковины. Музыкальные, часовые, анимационные механизмы XVII–XIX веков в собрании Государственного Эрмитажа»

В Синей спальне Зимнего дворца — выставка «Механические диковины. Музыкальные, часовые, анимационные механизмы XVII-XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа».

Диковины

    

В составе экспозиции разнообразные по своему назначению произведения — часовые и музыкальные механизмы, уникальные предметы мебели с секретами, образцы ювелирного искусства. Созданные в Западной Европе и России в XVII–XIX веках, они отражают не только уровень технических достижений своего времени, но и модные увлечения, амбиции, фантазии заказчиков и исполнителей. Одним из самых знаменитых шедевров этого времени являются «Часы Павлин», представленные в Павильонном зале Малого Эрмитажа работы английского ювелира и механика XVIII века Джеймса Кокса. В экспозицию включены настольные и карманные часы, выполненные Дж. Коксом, а также его соотечественником Питером Торклером. 
В России XVIII века также появляется мода на автоматические игрушки. Различные механические аттракционы создавались русскими механиками-умельцами, самым известным из которых был Иван Петрович Кулибин. На выставке представлена его знаменитая работа – часы «яичной фигуры», состоящие из четырехсот двадцати семи мельчайших деталей, созданные для подарка императрице Екатерине II. В них установлен механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводящий несколько мелодий, и миниатюрное устройство, приводящее в действие фигурки в крошечном встроенном театре. Другим образцом русского механического искусства являются уникальные дрожки с верстомером и органом, выполненные крепостным мастером-самоучкой из Нижнего Тагила Егором Григорьевичем Кузнецовым (1725-после 1804).   
Завершают выставку произведения мастеров XIX столетия, которым были свойственны поиск новых и усовершенствование известных ранее технологий механического мастерства.
Автор концепции выставки: Тамара Владимировна Раппе, заведующая Отделом западноевропейского прикладного искусства, кандидат искусствоведения. К выставке подготовлен научный цветной иллюстрированный каталог «Механические диковины. Музыкальные, часовые, анимационные механизмы XVII–XIX веков в собрании Государственного Эрмитажа». 
 

Представлены работы западноевропейских и русских мастеров декоративно-прикладного искусства, среди которых шедевры признанных механиков прошлого – Джеймса Кокса (1723-1800), Пьера Жаке-Дро (1721-1790), Давида Рентгена (1743-1807), Петера Кинцинга (1745-1816), Ивана Петровича Кулибина (1735-1818) и изделия неизвестных авторов. Многие из работ демонстрируются впервые. 
Значительное количество экспонатов на протяжении второй половины XVIII-XIX веков находились в императорских коллекциях в Галерее драгоценностей, в жилых покоях и залах Зимнего дворца. Другие работы поступили в Эрмитаж после событий 1917 года из петербургских аристократических собраний. Отдельные предметы стали частью коллекции музея во второй половине XX столетия. 
Самые ранние образцы механического искусства из показанных на выставке относятся к XVII веку. Это немецкие настольные часы в виде животных и серебряная игрушка-карета, сделанные механиками Аугсбурга и Нюрнберга.
Мастера XVIII столетия эпохи Рококо и Просвещения создавали чудеса механического искусства, доказывающие победу разума над органическим миром. 
О высоком искусстве знаменитых швейцарских ювелиров и мастеров механического дела свидетельствуют часы фирмы «Бреге», клетка с «поющей» птицей работы Пьера Жаке-Дро и многочисленные изящные безделушки – брелки, настольные и карманные часы, музыкальные шкатулки. 
Особую ценность представляют произведения выдающегося европейского мастера Давида Рентгена, созданные в соавторстве с механиком Петером Кинцингом: шкатулка с потайными ящичками и напольные часы с музыкальным механизмом, проигрывающим мелодии. 
Своеобразным дополнением экспозиции стал экспонат XX столетия – стальной кинетический браслет, созданный в 70-е годы прошлого века немецким мастером, одним из основоположников движения «актуальное искусство», Фридрихом Беккером (1922-1997). 

Куратор выставки, автор вступительной статьи к каталогу – Анна Геннадьевна Гейко, научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства.
«Механические диковины в собрании Эрмитажа» 

Фотогалерея

                 

В музейный комплекс включены: