Нажимая на кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия пользовательского соглашения.
История карильона
Подробности:

КАРИЛЬОН (фр. и англ. – carillon, нем. – Glockenspiel, нидерл. - beiaard) – ударный музыкальный инструмент, представляющий собой набор колоколов, настроенных по диатоническому или хроматическому звукоряду и соединённых с помощью системы рычагов и тяг со специальной клавиатурой. Карильоны, получившие распространение в странах Западной Европы с конца 15 в., обычно устанавливались на городских ратушах и церковных колокольнях, которые поэтому часто называли «поющими башнями».

Родиной карильона считается Фландрия – ныне северная часть Бельгии, которая ранее входила в состав Нидерландов. «Золотой век» этого инструмента начался в середине 17 столетия, когда нидерландскими мастерами были созданы колокола, обладающие чрезвычайно чистым тоном. Из Фландрии карильоны распространились по другим странам и уже к началу 18 в. завоевали в Европе огромную популярность. Однако французская революция нанесла карильонному искусству большой удар: многие церкви и колокольни были разрушены, сотни колоколов потеряны. Число звучащих карильонов ещё больше сократилось после первой мировой войны. Карильонное искусство получило вторую жизнь в 20 в. благодаря деятельности известного бельгийского музыканта Жефа Денейна (1862 – 1941), который внёс значительные усовершенствования в конструкцию карильона, сделал его настоящим концертным инструментом и основал в 1922 г. первую в мире Королевскую школу карильона в г. Мехелене. С этого времени карильоны вновь быстро распространяются по миру.

Современные карильоны в основном имеют диапазон около 4 октав и насчитывают 48-49 колоколов. Исполнитель управляет ими с помощью двух клавиатур – ручной (мануала) и ножной (педали). На мануале играют кулаками, на педали же носками ног.

Самым знаменитым карильоном в Европе несомненно является карильон собора Св. Ромбальда в бельгийском городе Мехелене. Согласно легенде, вошедшее в русский язык определение "малиновый звон" происходит от французского названия города Мехелена - Малин. Так назвал когда-то перекличку мехеленских колоколов восхищённый Пётр I. Позже он привёз в Россию не менее 5 карильонов из Нидерландов. Из них только карильон Петропавловского собора в Санкт-Петербурге дожил до наших дней.

В 1991 г. директор мехеленской Королевской школы карильона Йо Хазен выступил с инициативой возродить традицию игры на карильоне в России. После ряда дискуссий было принято решение оставить старый карильон Петропавловского собора в том виде, в котором он сохранился (его колокола связаны с курантами и используются только для автоматического вызванивания несложных мелодий) и подарить Санкт-Петербургу новый концертный инструмент, отвечающий всем современным требованиям.

15 сентября 2001 г. в Петропавловской крепости состоялось торжественное открытие нового «фламандского карильона». Этот инструмент включает в себя 51 колокол. Самый большой из его колоколов имеет диаметр 1,7 метра и весит более 3 тонн (3075 кг), а самый маленький имеет диаметр всего 19 см, но при этом весит 10,3 кг. Колокола были изготовлены Королевской колокололитейной мастерской «Пти и Фритсен» из местечка Арле-Рикстел в Нидерландах. Общий вес всего колокольного набора составляет 15160 кг, а инструмента в целом – 25 тонн. Осуществление этого уникального международного проекта стало возможным благодаря поддержке 353 спонсоров из разных стран, чей общий вклад в создание инструмента составил почти 300 тыс. долларов.

Марина Невская 2002 г.