Российский институт истории искусств музыкально-литературные салоны в особняке графа П.А.Зубова.
Подробности:
Российский институт истории искусств - один из старейших институтов России, был основан графом Валентином Платоновичем Зубовым в Санкт-Петербурге в 1912 г. и стал первым в России искусствоведческим образовательным и научным учреждением.
Институт был создан именно для изучения изобразительных искусств. Невиданный прежде в России расцвет живописи, активный интерес к художественной критике, мощная волна коллекционирования, посещение вернисажей и мастерских художников как неотъемлемая часть культурного досуга — все эти обстоятельства стимулировали развитие науки об изобразительном искусстве в самостоятельную область знания. Зубовский институт (это неофициальное название надолго закрепилось за Институтом) стал по сути первым в России (и одним из первых в мире) специальным искусствоведческим научным учреждением.
Особенную культурную и просветительскую миссию Института истории искусств общество осознало сразу — недаром столь торжественным было его открытие, столь широко освещала это событие российская пресса.
Задуманный по флорентийскому образцу как научно-просветительский центр с библиотекой и искусствоведческими курсами, Институт был, тем не менее, подлинным порождением русского Серебряного века, в искусстве которого торжествовал принцип жизнетворчества. Литературные и художественные салоны, театральные и музыкальные вечера были естественной формой художественного самовыражения, и Институт быстро занял видное место в культурном пространстве Санкт-Петербурга. Столичная культурная элита делила свое внимание между представлениями Бродячей собаки, «аполлоновскими» средами, собраниями в Башне Вячеслава Иванова и вечерами «в пышном доме графа Зубова».
От салонов Серебряного века нить культурной традиции потянулась в совсем иную социальную реальность и оказалась достаточно прочной, чтобы не порваться. В нелегкие двадцатые годы в голодном Петрограде чудом уцелевший Институт, наряду с Домом искусств и, пожалуй, Тенишевским училищем, оставался одним из островков культуры, «духовным центром и социальным убежищем» художественной интеллигенции. В переполненном Белом зале или Красной гостиной Института выступали герои иного времени, классики и авангардисты 1920-х годов: Маяковский, Тихонов, Хармс, Яхонтов, Фореггер и многие другие (с авангардом у институтской науки всегда была особая связь).
Возникшая с первых дней открытость Института живым формам художественной жизни создавала надежный интеллектуальный потенциал для становления серьезной науки об искусстве. имел несколько отделений: истории музыки, театра, словесных искусств (все в 1920 г.), киноотделение (1925), которые сохранились до сих пор.
Институт разместился в собственном доме Зубова — особняке постройки архитектора Боссе (1843-1846) на Исаакиевской пл. 5, где он находится и по сей день.
Адрес: Исаакиевская пл., д. 5., ст. м. «Сенная», «Адмиралтейская»
Институт был создан именно для изучения изобразительных искусств. Невиданный прежде в России расцвет живописи, активный интерес к художественной критике, мощная волна коллекционирования, посещение вернисажей и мастерских художников как неотъемлемая часть культурного досуга — все эти обстоятельства стимулировали развитие науки об изобразительном искусстве в самостоятельную область знания. Зубовский институт (это неофициальное название надолго закрепилось за Институтом) стал по сути первым в России (и одним из первых в мире) специальным искусствоведческим научным учреждением.
Особенную культурную и просветительскую миссию Института истории искусств общество осознало сразу — недаром столь торжественным было его открытие, столь широко освещала это событие российская пресса.
Задуманный по флорентийскому образцу как научно-просветительский центр с библиотекой и искусствоведческими курсами, Институт был, тем не менее, подлинным порождением русского Серебряного века, в искусстве которого торжествовал принцип жизнетворчества. Литературные и художественные салоны, театральные и музыкальные вечера были естественной формой художественного самовыражения, и Институт быстро занял видное место в культурном пространстве Санкт-Петербурга. Столичная культурная элита делила свое внимание между представлениями Бродячей собаки, «аполлоновскими» средами, собраниями в Башне Вячеслава Иванова и вечерами «в пышном доме графа Зубова».
От салонов Серебряного века нить культурной традиции потянулась в совсем иную социальную реальность и оказалась достаточно прочной, чтобы не порваться. В нелегкие двадцатые годы в голодном Петрограде чудом уцелевший Институт, наряду с Домом искусств и, пожалуй, Тенишевским училищем, оставался одним из островков культуры, «духовным центром и социальным убежищем» художественной интеллигенции. В переполненном Белом зале или Красной гостиной Института выступали герои иного времени, классики и авангардисты 1920-х годов: Маяковский, Тихонов, Хармс, Яхонтов, Фореггер и многие другие (с авангардом у институтской науки всегда была особая связь).
Возникшая с первых дней открытость Института живым формам художественной жизни создавала надежный интеллектуальный потенциал для становления серьезной науки об искусстве. имел несколько отделений: истории музыки, театра, словесных искусств (все в 1920 г.), киноотделение (1925), которые сохранились до сих пор.
Институт разместился в собственном доме Зубова — особняке постройки архитектора Боссе (1843-1846) на Исаакиевской пл. 5, где он находится и по сей день.
Адрес: Исаакиевская пл., д. 5., ст. м. «Сенная», «Адмиралтейская»
Культурные программы
- Обзорная экскурсия по дому Зубовых.
- Музыкальные и поэтические вечера.
Ученые и музыканты решили возродить традиции Петербургских музыкальных салонов, восходящих к Петровской эпохе.
– Вечер салонной музыки «Великие виртуозы блистательного петербурга»
Ведет кандидат искусствоведения Галина Петрова /сектор музыки РИИИ/ В программе: сочинения С. Хеллера и Г. В. Эрнста, А. Бетховена, А. Въетана, виртуозные пьесы Н. Паганини
– Музыкально-поэтический вечер «Русский Шуберт» Ведет заведующая сектором музыки РИИИ Порфирьева А. Л. В программе: стихи О. Мандельштама, Б. Пастернака, А. Пушкина, И. Бродского, А. Цветаевой, камерная музыка Ф. Шуберта .
– Вечер вокальной музыки «Фавориты пушкинской эпохи»
Ведет кандидат искусствоведения Егор Ковалевский /сектор музыки РИИИ/
В программе: арии из опер и фортепианные переложения М. Глинки, К. Кавоса, Й. Вайгля, Дж. Россини романсы на стихи А. Пушкина
Начало концертов в 19.00.