Нажимая на кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия пользовательского соглашения.
(НЕ)ПОДВИЖНОСТЬ
(НЕ)ПОДВИЖНОСТЬ
Подробности:

Русская классическая скульптура от Ф.И. Шубина до А.Т. Матвеева 
20 марта - 16 мая 2021 года


Кураторская группа:

  • Елена Карпова (Руководитель кураторской группы, Государственный Русский музей)
  • Эвелина Тарасова (Государственный Эрмитаж)
  • Владимир Евсеев (Центральный выставочный зал «Манеж»)
  • Елизавета Павлычева (Центральный выставочный зал «Манеж»)
Концепция: 
  • Павел Пригара

Постановка: 
  • Василий Бархатов

Архитектурный проект: 
  • Александр Кривенцов (Творческая мастерская «Циркуль»)

Графический дизайн: 
  • Андрей Шелютто, Ирина Чекмарева (Faro Studio)

«В основе проекта лежит масштабное научное исследование, длившееся более двух лет, цель которого заключается в возможности показать зрителю редкие и особо значимые для отечественного искусства скульптурные произведения второй половины XVIII-начала XX вв.» Елизавета Павлычева, заведующая выставочным отделом ЦВЗ «Манеж»



Центральный выставочный зал «Манеж» и Государственный Русский музей в партнерстве с Государственным Эрмитажем и Государственной Третьяковской галереей, при поддержке Комитета по культуре Санкт-Петербурга, а также при участии Мариинского театра, Санкт-Петербургской Академии Художеств и 32 ведущих музеев России, в сотрудничестве с автономной некоммерческой организацией по развитию искусства и культуры «Свободные художники» (АНО «СХ») представляют межмузейную художественную выставку 
Впервые становление национальной скульптурной школы, творчество крупнейших мастеров, эпохи, стили и жанры отечественной пластики будут представлены зрителям на обширном художественном материале: свыше 150 уникальных скульптурных работ отобраны в собраниях Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа, Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея городской скульптуры, ГМЗ «Царское Село», ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Гатчина», ГМЗ «Павловск», Государственного музея истории Санкт-Петербурга, ГМЗ «Царицыно», Центрального военно-морского музея, Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, Государственного музея истории религии и многих других.

«В экспозицию войдут не только признанные шедевры, но и произведения, которые ранее практически не выставлялись. Именно благодаря этой выставке они вольются в историю русской скульптуры. Этому поможет фундаментальный научный каталог, в иллюстративный ряд которого включена не только станковая, но и монументальная скульптура, и по сей день украшающая Санкт-Петербург.»
Елена Карпова, заведующая отделом скульптуры 
Государственного Русского музея



Немаловажную роль играет художественное решение пространства выставки, осуществленное в сотрудничестве с оперным режиссером Василием Бархатовым и Творческой мастерской «Циркуль».

«Драматургия представления материала в экспозиции позволяет увидеть скульптуру как самостоятельную и самоценную доминанту. Скульптуры вступают в диалог между собой без привычного соседства с живописью, графикой или архитектурой, но при эмоциональной поддержке столь изысканного и утончённого вида сценического искусства, как опера.»
Елизавета Павлычева, заведующая выставочным отделом ЦВЗ «Манеж»

«Архитектурное решение проекта предусматривает трансформацию выставочного пространства Манежа в прообраз нескольких императорских театров. Так, например, пространство аванзала превратится в театральное фойе, в котором слышны звуки настройки оркестра. Первый этаж станет аллегорией исторических мировых сцен. Второй этаж – прообраз закулисья театра. Перемещаясь из одного пространства в другое, посетители выставки смогут познакомиться с творчеством крупнейших мастеров русской скульптуры под звучание оперных арий той эпохи.»

Александр Кривенцов, архитектор

Наполнение пространства оперным звучанием формирует дополнительное измерение и позволяет под иным углом взглянуть на красоту и эстетическую самодостаточность такого направления искусства, как скульптура.

«Трудность заключается в том, что у обоих жанров в голове обывателя сложилась стойкая самодостаточная репутация. Репутация некой чрезмерной утонченности, красивой условности и элитарной академической скуки. Хотелось, чтобы не возникло ощущения, что мы пытаемся выручить одно направление искусства другим. Чтобы скульптуры не стали декорацией к опере, а опера не стала музыкальным сопровождением к выставке скульптур.

Василий Бархатов, оперный режиссер


 Самая знаменитая скульптура музея-заповедника «Царское Село» – «Девушка с кувшином» – впервые за тридцать лет покинула свое историческое место. Романтический символ парка, муза многих поэтов стала одним из экспонатов межмузейной художественной выставки.
–– Девушка с кувшином –  единственная скульптура, специально исполненная для Екатерининского парка. На выставку в Манеже, посвященную русской скульптуре, мы отправляем копию знаменитой Девушки с кувшином – именно она украшает парк последние тридцать лет. Оригинал, который хранится в фондах, сейчас участвует в другой выставке – передвижном проекте «Восстановлению подлежит. Царскосельские дворцы, возрожденные из пепла». То есть можно сказать, что обе наши «девушки» разъехались. Пожелаем им приятного путешествия,Главный хранитель музея-заповедника «Царское Село» Татьяна Серпинская.

На выставке «(Не)подвижность. Русская классическая скульптура от Ф.И. Шубина до А.Т. Матвеева» можно увидеть работы талантливых мастеров русской скульптуры, среди которых: Н. А. Андреев, М. М. Антокольский, Н. Л. Аронсон, Р. Р. Бах, В. А. Беклемишев, А. Н. Беляев, Л. А. Бернштам, М. Ф. Блох, В. С. Богатырёв, В. А. Ватагин, А. В. Вернер, И. П. Витали, С. М. Волнухин, С. И. Гальберг, И. Я. Гинцбург, А. С. Голубкина, Ф. Г. Гордеев, В. И. Демут-Малиновский, Г. В. Дерюжинский, М. Л. Диллон, Л. А. Дитрих, И. С. Ефимов, Г. Р. Залеман, Р. К. Залеман, С. И. Иванов, К. В. Изенберг, Ф. Ф. Каменский, П. К. Клодт, И. Ф. Ковшенков, В. В. Козлов, М. И. Козловский, С. Т. Конёнков, Ф. П. Крейтан, В. В. Кузнецов, Н. А. Лаверецкий, Е. А. Лансере, Н. И. Либерих, А. В. Логановский, И. П. Мартос, А. Т. Матвеев, Б. М. Микешин, М. О. Микешин, А. Л. Обер, А. М. Опекушин, Б. И. Орловский (Смирнов), Н. С. Пименов, С. С. Пименов, И. И. Подозёров, М. П. Попов, И. П. Прокофьев, Н. А. Рамазанов, Ю. Н. Свирская, П. П. Соколов, П. А. Ставассер, Д. С. Стеллецкий, А. И. Теребенев, Ф. П. Толстой, П. П. Трубецкой, С. А. Ухтомский, Н. И. Фешин, М. А. Чижов, И. Н. Шредер, Ф. И. Шубин, Ф. Ф. Щедрин.
Всего 65 имён скульпторов.
В рамках работы выставки выходит в свет каталог «Русская классическая скульптура от Ф.И. Шубина до А.Т. Матвеева», составленный в академических издательских традициях. Мы надеемся, что книга пополнит ряды весьма редких на сегодняшний день изданий о русской скульптуре. Каталог максимально передает красоту скульптуры, представляя каждую работу в художественных фотографиях, выполненных в нескольких ракурсах и со вниманием к деталям. Биографии и аннотации подготовлены профессиональной командой научных сотрудников музеев. Художественное решение осуществлено графическими дизайнерами Ириной Чекмаревой и Андреем Шелютто.

ДАТЫ ПРОЕКТА: 20 МАРТА – 16 МАЯ 2021

Адрес: Исаакиевская пл, д.1, ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ «МАНЕЖ»