Нажимая на кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия пользовательского соглашения.
Фаберже – ювелир Императорского двора
Фаберже – ювелир Императорского двора
Подробности:

24 ноября в Эрмитаже состоялась торжественная церемония открытия выставки «Фаберже – ювелир Императорского двора», посвященные 100-летию мастерской К. Фаберже.

В Гербовом зале Зимнего дворца представлены произведения знаменитого ювелира и выдающегося мастера ювелирного дела – Карла Фаберже (1846-1920).

Работы, поражающие фантазией и мастерством исполнения, созданные последним придворным ювелиром императорской России, деятельность которого неразрывно связана с Зимним дворцом и Императорским Эрмитажем, рассказывают об изысканном вкусе своих прежних обладателей и их любви к красоте.

Ювелирное яйцо «Курочка» стало первым из 52-х императорских пасхальных яиц, изготовленных фирмой Фаберже для царской семьи. Идея подобного ювелирного изделия не была оригинальной - существуют подобные яйца из датской королевской сокровищницы, изготовленные в начале XVIII века. Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно. Яйцо должно было быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца — одно Марии Фёдоровне, своей овдовевшей матери, и второе — Александре Фёдоровне, новой императрице.

На выставке также представлены изделия, исполненные фирмой Фаберже, их отличает высочайшее качество, так как в ней работали самые высококлассные мастера: ювелиры, камнерезы, эмальеры, серебряники, рисовальщики. 

На выставке можно увидеть украшения ювелирного искусства (тиары, кольца, браслеты царской семьи Романовых) из музея Фаберже в Баден-Бадене (Германия) и др.;  знаменитое яйцо-часы семьи Ротшильдов («Ротшильдовское яйцо», 1902год), которая была подарена Эрмитажу В. Путиным (на 250-летний юбилей музея); миниатюрные копии императорских корон и регалий-более 1000 бриллиантов (изготовлены к Всемирной выставке 1900 года в Париже), за которую Карл Фаберже получил Золотую медаль и орден Почетного легиона; блюдо из горного хрусталя, поднесенное дворянством Санкт-Петербургской губернии по случаю коронации Николая II (1886 год, мастер Михаил Перхин) и др. изделия из гильошированной эмали; серебряные изделия (галантерея)-это каминные часы-подарок к серебряной свадьбе Александра III и Марии Федоровны, графин в виде бобра (Ю.Раппопорт) и пр.; камнерезные фигурки, выполненные из полудрагоценных камней., с феноменально подобранной   цветовой гаммой, изображающих крестьян, слуг, солдат и пр. (известная камнерезная фигурка камер-казака А.А. Кудинова (яшма и оникс) и др.)

Выставка подготовлена Отделом Западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа (Заведующая Ольга Григорьевна Костюк), кураторы выставки ‒ Марина Николаевна Лопато, доктор искусствоведения, заведующая сектором художественного металла и камня Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, Татьяна Валерьевна Бабошина, научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.

В организации выставки, помимо Государственного Эрмитажа, принимали участие Государственный музей-заповедник «Павловск», Государственный музей-заповедник «Петергоф», частные музеи: Музей христианской культуры (Санкт-Петербург), Русский национальный музей (Москва), Музей Фаберже в Баден-Бадене (Германия).

Открытие выставки можно посмотреть здесь.

Выставка продлится до 14 марта 2021 года.

К выставке издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный иллюстрированный каталог «Фаберже – ювелир Императорского двора» (2020).

Справочно

Петер Карл Густавович Фаберже родился в Санкт-Петербурге в 1846 году.

С 1866 года, на протяжении 15 лет Карл Фаберже посещал Галерею драгоценностей Императорского Эрмитажа, изучая и реставрируя ювелирные изделия старых мастеров.

С 1874 года он начал поставлять Кабинету его императорского величества изделия, изготовленные в собственной мастерской, в 1885 году Фаберже получил звание «Поставщика Двора Его Императорского Величества», в 1910 году ‒ титул придворного ювелира Императорского двора.

С 1885 года началась знаменитая и уникальная в истории ювелирного искусства «императорская» серия пасхальных яиц.

В 1901 году Николай II приобрел миниатюрную копию императорских регалий, получивших Гран-при на Всемирной выставке в Париже.

В 1902 году Императорский Эрмитаж способствовал устройству первой персональной выставки ювелира, которая была открыта в течение двух дней во дворце барона фон Дервиза на Английской набережной. Это был полный триумф Карла Фаберже. Покровительницей выставки была императрица Александра Федоровна. Во время Первой мировой войны Фаберже оснащал медицинским оборудованием Лазарет имени наследника Цесаревича Алексея в Зимнем дворце.

В 1918 году Карл Фаберже навсегда уехал из России.

В 1993 году в Георгиевском зале Эрмитажа открылась выставка "Фаберже — придворный ювелир", организованная совместно с американским Фондом искусства Фаберже (Faberge Arts Foundation). Экспозиция, собравшая 365 произведений мастеров легендарного ювелирного дома, представляет изделия, выполненные в основном по заказам двора. Генеральным спонсором выставки является французская фирма Elida Gibbs Faberge, в шестидесятые годы приобретшая у наследников Карла Фаберже клеймо ювелирного дома.       
В выставке участвовало около 30 музеев и частных собраний Фаберже, среди которых Эрмитаж, Оружейная палата, коллекции журнала "Forbes" (США), Королевы Елизаветы, Королевы Дании Маргарет, барона Тиссен-Борнемиccа. В формировании экспозиции, длившемся около двух лет, принимал участие эрцгерцог Геза фон Габсбург (Geza Von Habbsburg), крупнейший специалист по наследию Фаберже, долгое время возглавлявший аукционы Christie`s в Европе. Во многом благодаря его авторитету удалось собрать в Эрмитаже такое количество уникальных произведений. Многие из работ никогда прежде не выставлялись.

После чего, о мастерской Карла Фаберже и его произведениях заговорили вновь.

Адрес: Дворцовая пл, д.2, Государственный Эрмитаж (Зимний дворец)