Нажимая на кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия пользовательского соглашения.
Вечер музыки для мандолины

26 января {2018} года в 19:00

Мандолина будет представлена в концерте в различных ансамблях — дуэт двух мандолин, мандолина и аккордеон, мандолина и фортепиано, со струнным ансамблем.
В концерте принимают участие петербургские музыканты с мировым именем. Адрес: Невский проспект, д.30
Немного о проекте:

История старинных инструментов

В огромном липовом саду,
— Невинном и старинном —
Я с мандолиною иду
В наряде очень длинном
Вдыхая теплый запах нив
И зреющей малины,
Едва придерживая гриф
Старинной мандолины...
Марина Цветаева.


Мандолина (итал. mandolino) — струнный щипковый музыкальный инструмент небольших размеров, разновидность лютни — лютня-сопрано, но с менее длинной шейкой и с меньшим числом струн. Струны задеваются играющим, в основном, медиатором или плектром, а также пальцами и птичьим пером. На мандолине используется техника тремоло (многократное быстрое повторение одного звука, либо быстрое чередование 2 несоседних звуков, 2 созвучий (интервалов, аккордов), отдельного звука и созвучия). Так как металлические струны мандолины издают короткий звук, то протяжные ноты достигаются быстрым повторением одного и того же звука. Мандолина используется как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.
Появившись в Италии в XVI — XVII вв., мандолина уже в следующем столетии стала самым распространенным, самым любимым народным инструментом. И по сей день является народным итальянским инструментом.
Интерес к итальянской мандолине в последнее время всё увеличивается. Вызван он не только и не столько ее популярностью в народной музыке кельтов, итальянцев и, как ни странно, американцев, а скорее универсальностью звука, издаваемого инструментом. Если раньше незабываемые тремоло можно было услышать в серенадах и симфонических или оперных оркестрах, то со временем мандолиновые гармонии появились в рок-музыке, в своем творчестве их использовали и сэр Пол Маккартни, и Doors, и Led Zeppelin и многие другие музыканты.
В Россию мандолина была завезена предположительно в первой половине XVIII века. С того — же времени её часто относят к разновидности гитары. Вот как знаменитый русский писатель Владимир Иванович Даль описывает мандолину в своём «Толковом словаре русского языка»: «Мандолина — это разновидность гитары без перехвату, на которой играют косточкою или пёрышком».

История возникновения мандолины
Прародителем для мандолины стала итальянская сопрановая лютня образца конца XVII, начала XVIII веков. История мандолины началась с мандоры, разновидности лютни, которая появилась в XIV веке. Когда инструмент получил своё распространение в Европе, ему было придумано множество разных названий, и его структурные характеристики менялись в зависимости от страны.
В России мандолина появилась во второй половине XVIII столетия и быстро завоевала популярность. В первой российской работе по истории музыки, опубликованной в 1770 году, её автор, профессор Академии наук в Петербурге Яков Штелин пишет: «В заключение о музыкальных новостях и достопримечательностях при императрице Елизавете следует упомянуть, что итальянская гитара и её землячка — мандолина, благодаря разным итальянцам появились в Москве». Искусством игры на мандолине овладевают многие музыканты — любители. Она звучит в аристократических салонах и в домах простых граждан. Образуются общества мандолинистов и гитаристов-любителей в Петербурге и Москве. В конце XIX столетия постоянно издается нотная литература для мандолины, предназначенная для широких слоёв населения.
Мандолина была очень популярна в России в досоветское время и после. Теперь мандолина — это редкость, но исторически она имела большое уважение. Итальянские мастера старинной музыки Антонио Вивальди и Джованни Паэзиелло писали для неё виртуозные концерты. «... Четыре маленькие работы, чудесные как конфетки, для мандолины и фортепиано написал Л. Бетховен. Моцарт доверил мандолине исполнение в операх «Дон Жуан» и «Свадьба Фигаро» — говорит А. Авитал (еврейский мандолинист). Во времена барокко игра на мандолине была широко распространена среди аристократии, особенно среди высокопоставленных дам, но в XIX веке, игра на мандолинах в ансамбле стала любимым занятием буржуазии. В таком оркестре играла сама королева Италии. А в фашистской Италии мандолина стала национальным символом.
Множество фильмов было озвучено темами мандолины. Одними из самых запоминающихся являются: соло в песнях папы Карло, черепахи Тортилы и Пьеро, в фильме «Приключения Буратино».
Группа «Ночные снайперы» используют в некоторых композициях мандолину. Те же ДДТ в одной из записей тоже. Также мандолину использовала белорусская группа «Ляпис Трубецкой» при записи альбома «Золотые яйца». Известный российский гитарист Владимир Холстинин часто играет на мандолине и использует ее на концертах группы «Ария».

Мандолина занимает важное и серьезное место в концертной жизни мирового уровня. Красочный и всегда узнаваемый тембр, характерное трепетное звучание за счёт тремолирования, щипковое звукоизвлечение... все это создает красочную палитру как для композиторов, так и для солистов, солистов — соавторов композитора, инструментовщиков.

Тому яркий пример — Михаил Шейнкман (1939 — 1993) ленинградский исполнитель на мандолине, домре, автор ярких и интересных инструментовок, сыгравший концерт в Карнеги холл. В свое время, почти все премьеры ленинградских композиторов, писавших музыку для домры и мандолины, посвящались именно ему.
Для мандолины писали великие композиторы — Вивальди, Бетховен, Гуммель и др. В своих сочинениях к ней обращались даже композиторы так называемой «Новой венской школы». Репертуар для мандолины отнюдь не сводится к заполнению афиш именами «чисто мандолинных композиторов», а ее функция как инструмента ансамблевого не ограничивается украшением известных неаполитанских песен.

Санкт-Петербургская Академическая Филармония им. Д. Д. Шостаковича представляет:

Вечер музыки для мандолины

Мандолина будет представлена в концерте в различных ансамблях — дуэт двух мандолин, мандолина и аккордеон, мандолина и фортепиано, со струнным ансамблем.
В концерте принимают участие петербургские музыканты с мировым именем.

Мандолины:
  • Александр Макаров — Заслуженный артист РФ, профессор Санкт-Петербургской консерватории.
  • Альвина Вознесенская — лауреат международных конкурсов, победитель международного конкурса в Италии.
  • Александр Ширунов — аккордеонист, получивший мировое признание как один из ведущих музыкантов своего поколения.
  • Валентина Феденёва — солистка театра «Санктъ-Петербургъ Опера».
  • Алексей Шпаков — фортепиано
  • Ансамбль артистов Академического оркестра филармонии, дирижер Фёдор Леднёв
В концерте прозвучит музыка композиторов: Д. Скарлатти, И. Н. Гуммеля, В. Беллини, Г. Доницетти, Б. Барток, Э. Бувель — М. Ларканж, Р. Руджери — Ширунов, М. Колен, А. Дорман и др.

В программе:
  • Джервазио — Три дуэта для двух мандолин
  • Чечере — Симфония соль мажор для двух мандолин и чембало
  • Беллини — «Ma rendi pur contento»
  • Доницетти — «Amore e morte»
  • Скарлатти — Соната для мандолины
  • Барток — Румынские народные танцы
  • Бувель-Ларканж — «Месье Ферреро»
  • Руджери-Ширунов — Карнавал
  • Колен — Танго из балета «Балерина»
  • Дорман — Концерт для мандолины и оркестра (премьера в России) 
  • Финальный и заключающий концерт (премьерный в России) аккорд — возьмет А. Вознесенская вместе с Ансамблем артистов Академического оркестра филармонии, дирижер Фёдор Леднёв.
Концерт для мандолины был написан для известного в мире мандолиниста Ави Авитал и был номинирован на премию «Грэмми» как оркестровый концерт. В России исполняется впервые.
Партнеры и организаторы:

Filo.jpg  AMK.png