Нажимая на кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия пользовательского соглашения.
Дворец князей Белосельских-Белозерских

Последний частный дворец на Невском Проспекте

Дворец князей Белосельских-Белозерских начинает свою историю с 1747 года, это последний частный дворец, построенный на Невском проспекте. Адрес: г. Санкт-Петербург, Невский пр., д.41 (пересечение Невского проспекта с рекой Фонтанкой)
Поделиться в соцсетях →
Подробности:

Владельцы дворца относились к старейшему в России княжескому роду, начиная с XVI века, представители этого рода занимали высокие посты на государственной службе.

Строительство нового дворца на Невском проспекте осуществлялось по заказу князя Эспера Белосельского-Белозерского, и по проекту А. Штакеншнейдера в 1846-1848 годы, здание стало ярким примером богатого аристократического особняка середины XIX века. 

Стоявший на этом участке ранее особняк с фасадами в стиле Ампир, возведенный в начале XIX века по проекту архитектора Ф.И.Демерцова, был полностью видоизменен. Были полностью перестроены корпуса, выходившие на Невский проспект и Фонтанку, а так же возведены новые флигеля во дворе дома. Заново были оформлены и интерьеры дворца.

Подробнее:

Архитектурный облик дворца Белосельских- Белозерских говорит о том, что в качестве архитектурного прототипа послужил дворец графа А.С.Строганова на Невском проспекте, возведенный по проекту Ф.Б.Растрелли в середине XVIII века.

Оба здания расположены на похожих угловых участках: одно на углу Мойки, другое-на углу Фонтанки.
В отделке фасадов А.Штакеншнейдер использовал арсенал пышного стиля барокко-полукруглые фронтоны, пышные наличники, овальные окна, фигуры атлантов и др. Этот стиль царил в русской архитектуре в середине XVIII века, в то время, когда и был построен дворец.

В соответствии со стилем барокко на фасаде так же расположились многочисленные колонны, а фасады имеют нарядную окраску в три цвета.
Особенно удачной стилизацией под барокко стали фигуры атлантов, выполненные по моделям Д.И.Иенсена.

Парадная лестница дворца Белосельских-Белозерских и большинство залов были так же оформлены с использованием мотивов русской и западноевропейской архитектуры первой половины и середины XVIII века-барокко и рококо.

Современники считали дворец Белосельских-Белозерских "совершенством в своем роде" и называли Штакеншнейдера "преемником изящного вкуса и искусства графа Растрелли". Дворец стал первым в Санкт-Петербурге примером особняка в стиле «второго барокко».

С середины XIX века дворец Белосельских-Белозерских стал местом проведения знаменитых балов и других светских мероприятий. На концертах во дворце выступали Антон Рубинштейн и Ференц Лист. Частыми гостями дворца Белосельских-Белозерских были представители императорской семьи, так как на противоположном берегу Фонтанки находился Аничков дворец.

В 1884 году дворец был приобретен императорской семьей.

Во время Первой мировой войны великий князь Дмитрий Павлович предоставил дворец Белосельских-Белозерских англо-русскому лазарету. Для его нужд были выделены пять самых больших залов.

После революции дворец был национализирован. С 1920 года здесь размещался районный комитет партии Куйбышевского района. Коллекция картин, собранная Белосельскими-Белозерскими была передана частично Государственному Эрмитажу, частично в особняк на Крестовском острове.

В 1991 году дворец Белосельских-Белозерских был передан Комитету по Культуре мэрии Санкт-Петербурга.

С 2003 г. здание передано под юрисдикцию Управления делами президента РФ.

Сегодня дворец открыт для посетителей, здесь проводятся концерты и спектакли.

Культурные программы

  • Обзорная экскурсия по дворцу
    Во дворце прекрасно сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная.
    Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины-конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое.