Нажимая на кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия пользовательского соглашения.
Масленица в Санкт-Петербурге
Масленица в Санкт-Петербурге
Подробности:

25 февраля — 1 марта

«Масляница русский праздник», – писал французский писатель Жюль Жанен, на которого ссылается крупнейший этнограф и историк И. Божерянов в исследовании “Как праздновал и празднует народ русский Рождество Христово, Новый год, Крещение и Масленицу” (1894).

Масляница вероятно родилась на севере, она дочь мороза. Человек увидал ее прячущуюся за сугробом снега, а законодатель призвал ее в помощь человеку в самое суровое и печальное время года, и она явилась с жирными, румяными щеками, с коварным глазом… не с улыбкой на устах, но с хохотом. Она заставила человека забыть о зиме, разогрела зазябшую кровь в его жилах, схватила его за руки и пустилась танцевать с ним до обморока».

Масленичная неделя в этом году будет продолжаться с 24 февраля по 1 марта.

В народе с давних времён Масленицу любили, ждали, называли её «честная», «широкая», «разгульная». Подробно о том, как отмечали один из самых ярких праздников на Руси, можно узнать, обратившись к уникальным изданиям, цифровые копии которых доступны на портале Президентской библиотеки.

Прививал русскому народу традиции Масленичной недели Петр I – «главный насадитель иноземных забав на Руси». Именно при нём во время Масленицы начали строить балаганы и карусели на площадях, устраивать маскарады. По воле императора первый грандиозный маскарад был дан «в четверг сырной недели» 1722 года в Москве. Вот как описывает его И. Божерянов: «Шествие открывал арлекин, ехавший на больших санях, запряжённых 6-ю лошадьми, шедшими гуськом одна за другою и украшенных побрякушками. В других санях… возседал Бахус на бочке. Потом началось шествие самаго флота, под предводительством Нептуна. Наконец появилась громада – 88-пушечный корабль, построенный совершенно по образцу корабля, спущеннаго на воду в марте 1721 г. в Петербурге. На этом корабле везённом шестнадцатью лошадьми, сидел сам Пётр I в одежде флотскаго капитана с морскими генералами и офицерами и маневрировал им как бы на море. За этим кораблём следовала раззолоченная гондола Императрицы, бывшей в костюме фрисландской крестьянки, а свита ея состояла из придворных дам и кавалеров, одетых по-арабски».

Интересно, что все самые яркие новшества и задумки Петра тут же распространялись по городам и весям огромной России. В книге А. Терещенко «Быт русского народа» (1848), электронная копия которой доступна на портале Президентской библиотеки, есть описание схожей масленичной традиции, распространённой в Сибири. Объяснял это этнограф так: «Возка корабля с парусами и снастями и пр., заимствована от маскарада, данного Петром Великим в Москве на маслянице, и введена в Сибирь поселенцами и должностными людьми, которые поныне вводят в этот край многое новое и распространяют вкус и охоту ко всему хорошему и изящному».

Масленица в Петербурге во времена Екатерины II также была ярким карнавалом, завершавшимся, как правило, в театре. В размещённых на портале Президентской библиотеки «Записках, служащих к истории...» (1881) С. Порошина, находим описание «масляной» 1765 года. В первые четыре дня праздничной недели в придворном театре давали спектакли, а на пятый «повестка была, чтоб в комедию съезжаться в маскарадном платье и оттуда, кто изволит, ехать в маскарад к Локателию, в старой деревянной дворец. Оному маскараду положено продолжаться от сего вечера до воскресенья до утра».

Во всей широте проявляли себя в эти дни русские удаль и безудержная натура; люди пели, плясали, веселились – запасались долготерпением, его требовал следующий за Масляной неделей Великий пост, о строгих установлениях которого также подробно написано в старинных книгах.

В Санкт-Петербурге на масляничной неделе можно пойти на следующие мероприятия:

Город Золотой

19 февраля — 1 марта

gorodzolotoy.jpg

На всей Земле один такой чудесный – Город Золотой!

Беря за основу предметы старины, мастера объединяют их в невероятные, изысканные арт-объекты и скульптуры, где сохраняется индивидуальность и узнаваемость каждого предмета, и вместе с тем, волшебным образом создается нечто абсолютно оригинальное Новое -представление фантастического, сказочно-фееричного арт-творения.  

Сказочные замки и крылатые драконы, жирафы и бегемоты, летающие корабли и древние города живут своей собственной фантастической жизнью и хранят свои секреты для будущих владельцев.

Таково творческое кредо авторов: в каждой из работ присутствуют игровые динамические моменты - с помощью работающих механизмов ручной сборки можно "оживить" созданные образы, что по сути делает их кинетической скульптурой. Художники дарят возможность "поиграть" - стать участником и отчасти автором тех историй, которые сокрыты в каждом их творении. 

Один из самых грандиозных проектов - триптих "Город Золотой" - был задуман мастерами еще в начале их совместного творчества. Его сложно классифицировать с точки зрения видовых позиций: это и скульптура малых форм, и барельеф, и лабиринтный макет, и предметы декоративно-прикладного искусства с элементами ювелирного мастерства, и живопись по старинной доске в иконописной технике, и что-то, что трудно поддается определению, но полно притягательного очарования, красоты, исторических реминисценций и захватывающей динамики. Опираясь на лучшие традиции средневековья, когда города являлись объектом восхищения и сосредоточением культурной жизни, местами, где зарождались легенды, появилась идея создать произведение искусства, сопоставимое с шедеврами старых мастеров.

"Город Золотой" отсылает нас к эпохе Высокого Возрождения, когда проекты Леонардо да Винчи опережали свое время, а сам он являл собой пример "человека универсального", гениального во многих областях искусства и науки. Так в триптихе гармонично сочетаются роскошь художественных элементов и функциональность. Устремленные вверх башни с ажурными решетками, балконами и лестницами, домики и навесные сады, площади и фонтаны переплетаются в затейливый городской ансамбль. Крохотные детали - вывески, барельефы и карнизы можно рассматривать под микроскопом. Загорающийся свет в окнах позволяет любопытному зрителю заглянуть в окна и полюбоваться внутренним интерьером, написанным в технике лаковой миниатюры. "Ночная иллюминация" преображает город, добавляя загадочности и праздничной театральности. Как писал Гийом Аполлинер: "Ночное небо так над городом забылось, что сердце с жизнью в такт от нежности забилось. Жизнь город делает живым и что ни час высвечивает тьму не утомляя глаз". Зритель как бы проживает полный цикл превращений вместе с городом, многоликим и интригующим рассказчиком волшебных историй.


На создание триптиха "Город Золотой" ушло почти три года.

Эта работа состоит из более тысячи деталей. Основой для них стали музыкальные инструменты, столовые приборы, бинокли, керосиновые лампы, рояльные подсвечники, подстаканники, дверные ручки, мебельный декор, измерительные приборы, часовые механизмы, шестеренки, латунные фигурки, зеркала, детали письменного прибора и многое другое. Кроме этого, сложнейшая объемная композиция включила в себя и звуковое наполнение (встроенный музыкальный кокон фирмы Reuge), и работающий механизм с восемью принципами механических передач: винт Архимеда, зубчатая передача Да Винчи, кулачковый механизм, шариковый маятник и другие. 

Мастера задумали и привнесли в свое произведение игровой момент, стирая грань между зрителем и арт-объектом, даря людям ощущение детства, когда до мечты и счастья можно было дотронуться рукой.

При всех своих исторических аллюзиях "Город Золотой" - вещь вполне современная, одновременно гротескная и эстетически утонченная, абсолютно состоявшаяся в своей целостности и изысканная в каждой мельчайшей детали. 

Такой профессионализм и многогранность делает "Город Золотой" знаковым явлением для характеристики творческого портрета Александра Мушкина, Алексея Беликова и Алёны Мушкиной. Более того, это говорит о ценности не только художественной, но и материальной.

«Город Золотой»:

  • механика: Анвер Мансуров, Александр Мушкин.

  • живопись: Александр Сулимов, Алена Мушкина.

Размер арт-объекта: 1130х1270 мм. Задействованы: латунь, дерево, оптика, часовые механизмы, антикварные предметы.

Эксклюзивная интерактивная работа будет демонстрироваться посетителям в рамках общедоступной экспозиции музея 12 рабочих дней - с 19 февраля по 1 марта (2 часа презентации).

Адрес: ул. Итальянская, д. 35, музей «Русский Левша» (Санкт-Петербург,


Мы за чаем не скучаем…

maslenica.jpg

 29 февраля пройдет музейное занятие «Мы за чаем не скучаем…» на выставке «Прощание с Мареной». На музейном занятии посетители узнают о традициях русского чаепития и создадут свою «масленичку» – народную куклу из лоскутков. Особую атмосферу масленичного праздника создаст выставка «Прощание с Мареной», подготовленная специально к этому событию.

Запись по тел. 407-52-20.

Время мероприятия — 12:00, 15:00

Адрес: Подольская ул., 14, Мемориальный музей «Разночинный Петербург»


Культура рядом: МАСЛЕНИЦА 2.0, 6+

maslenica20.jpg

1 марта в Парке 300-летия гостей и жителей города будут ждать грандиозное свето-пиротехническое шоу,  выступление всеми любимых артистов, интерактив, традиционные забавы и итоги конкурсов.

Хедлайнерами праздника станут Бурановские бабушки и Quest Pistols Show.

Помимо интерактивных и традиционных забав, зрители смогут поучаствовать в конкурсной программе.

На главной сцене пройдут конкурсы в номинациях:

  • лучший семейный «look»,
  • лучший самоходный аппарат,
  • лучшее чучело Масленицы,
  • лучшая прическа и головной убор «Русская краса».

Принять участие может каждый желающий. Для этого необходимо зарегистрироваться до 28 февраля здесь.

Подробнее о каждом конкурсе и условиях участия можно прочитать в официальной группе праздника «ВКонтакте».

Всех участники получат гарантированные подарки от партнеров мероприятия.

Условия участия:

Длительность мероприятия — 15:00-20:00
Вход свободный

Адрес: Приморский пр., д.74, Парк имени 300-летия Санкт-Петербурга

#масленица20 #maslenitsa20 #масленицафест #maslenitsafest