Нажимая на кнопку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия пользовательского соглашения.
Блокадная графика: подвиг, повседневная жизнь, память
Блокадная графика: подвиг, повседневная жизнь, память
Подробности:

Открывается выставка в Музее политической истории из произведений художников, переживших блокаду Ленинграда – Елены Марттилы, Николая Муратова, Алексея Пахомова, Александра Харшака и других авторов. Среди этих работ есть как законченные произведения, так и эскизы, далекие от канонов советского официального искусства. Некоторые работы будут экспонироваться впервые.

Произведения, представленные на выставке, интересны прежде всего тем, что их создавали очевидцы событий. Выставка рассказывает о трагедии блокады через опыт и воспоминания людей, которые жили и работали в осажденном городе. Среди рисунков и гравюр – натурные зарисовки, портреты, пейзажи. Они отражают повседневную жизнь Ленинграда, страдания и героизм его защитников.

Особое место в музейной коллекции блокадного искусства занимают работы Елены Оскаровны Марттилы (1923 г. р.). Художница училась и работала в осажденном городе до 1943 года, пережив самые тяжелые блокадные дни. Тогда она написала портреты своих современников – поэтессы Ольги Берггольц и композитора Дмитрия Шостаковича. Работы Марттилы долгое время официально не признавались – слишком эмоциональными и трагическими они были. На выставке представлены автолитографии из серии «Ленинградцы 1941–42 гг.».

С первых дней войны ленинградские художники вместе с жителями города выполняли работы по маскировке зданий и памятников, по упаковке для эвакуации музейных ценностей, строили оборонительные сооружения. Театральная художница Татьяна Эмильевна Визель (1904–1976) принимала участие в сохранении архитектурно-художественных памятников Ленинграда. На небольшом рисунке тушью, сделанном во время работ на шпиле Адмиралтейства, Визель запечатлела свою напарницу – Ольгу Афанасьевну Фирсову, которая с самого начала блокады занималась маскировкой памятников, а потом и их восстановлением. Обе девушки в мирное время были спортсменками-альпинистками, и эти спортивные навыки пригодились им в военную пору.

Типичные натурные зарисовки на протяжении всего времени блокады делал Николай Евгеньевич Муратов (1908 – 1992). Художник известен как один из организаторов творческого объединения «Боевой карандаш», автор множества политических плакатов. Лаконичные зарисовки, изображающие боевой отряд у Смольного или блокадный трамвай, показывают, как жил город в военную пору.

Одно из наиболее впечатляющих антивоенных произведений на выставке – офорт «Раненый ребенок» Александра Исааковича Харшака (1908– 1989). Основой для него стал газетный рисунок 1942 г. Отдельно можно выделить рисунки, изображающие бойцов Ленинградского фронта. Галерею портретов летчиков и моряков создал Георгий Семёнович Верейский (1886–1962). Юрий Михайлович Непринцев (1909 – 1996) написал небольшие портреты своих боевых товарищей-балтийцев, а также летчиков, прикрывавших во время вылетов «Дорогу жизни».

Интересны и работы непрофессиональных художников. Михаил Павлович Духанов (1896–1969) командовал 67-й армией Ленинградского фронта, участвовавшей в прорыве блокады. Духанов создал рисунок «Блокадный Ленинград», на котором запечатлел момент трагической гибели молодой девушки под руинами разрушенного дома.

Навсегда осталась в памяти людей дата 27 января 1944 года, день полного освобождения Ленинграда от блокады. На праздничном рисунке «Героический Ленинград» братьев Семёна и Степана Аладжаловых запечатлен момент всеобщего ликования и радости. Первый салют в Ленинграде освещает темное зимнее небо.

Всего на выставке будет представлено около 30 произведений.

Откроется выставка 20 января.

Адрес: ул. Куйбышева, д.2-4, Музей политической истории России